Несмотря на то, что Ватиканские музеи нас изрядно вымотали, мы все-таки пошли гулять. Примерный маршрут лежит здесь.
Первая остановка на нашем пути — церковь San Giovanni dei Fiorentini. Здесь находится могила Борромини — архитектора, творившего в стиле барокко (например, San Carlo alle Quattro Fontane). Все-таки в католичестве более лояльно относятся к самоубийцам.
Улица, по которой мы идем, называется via Giulia. Она тянется параллельно набережным Тибра и местами выглядит очень живописно.
Лестница с via di porta San Pancratio ведет на via Garibaldi к барочному фонтану Аква Паола, известному также как фонтан Джаниколо.
Над фонтаном, заказанным Папой Паоло V Боргезе работали Джованни Фонтана (да, фамилия говорящая…) и Фламинио Понзио. Закончили его в 1612 г. Фонтан является частью акведука, а его открытие было приурочено к восстановлению древнего водопровода. Два ангела держат герб семьи Боргезе, на котором изображены дракон и орел.
Вот тут, на Ponte Palatino, Тибр уже больше похож на ту гордую реку из моих представлений. Рядом с Палатинским мостом видны остатки старого (179 г. до н.э.) Ponte Rotto. Название так и переводится — сломанный мост. Видимо, проще было построить новый, чем восстановить старый.
Санта Мария ин Космедин — это здесь находятся уста истины (Bocca della Verita). Сразу вспомнились «Римские каникулы» с Одри Хепберн. Но! Вы бы видели эту очередь…
После туристической толчеи нужно идти на Палатин — вот где простор и отдохновение. Людей не то чтобы мало, но они как-то рассеиваются и никто друг другу не мешает.
Здесь находится древний ипподром Циркус Максимус (Circo Massimo). Сейчас вместо лошадей тут бегают люди — ведут здоровый образ жизни.
На Палатинском холме были найдены самые древние поселения знатных римлян. На фото — дворец Септимия Севера (Domus Severiana). Это строение, вроде бы, сохранилось лучше других.
Поднимаемся по лестнице и видим шикарный прудик с рыбками, в который каплями падает вода с растений сверху.
Время от времени показываются строения на Римском форуме. На этом фото — вид на колокольню церкви Santa Francesca Romana.
Стадион при дворце Домициана (Domus Flavia).
Ложа на стадионе Домициана. Надо всем этим — пинии, а под ними — сосновые иголки ковром. Потом мы идем по этому ковру, который здесь — слава небесам — не убирают.
Идем по древним мостовым и вдыхаем сосновые и можжевеловые ароматы.
А потом направляемся к Santi Giovanni e Paolo, которая уже видна за деревьями.
Собственно, мы уже на холме под названием Целий.
Проходим через Арку Долабеллы — ворота в Сервиевой стене, которая раньше окружала Рим.
Ну вот и закончились наши три дня в Риме. Не скажу, что мне не хотелось уезжать. Хотелось — ведь впереди было много других городов. Но вечером было приятно просто смотреть на все еще энергичных, несмотря на наступающие сумерки, людей и слушать звуки города.
P.S. Кстати, про энергию, которую некуда девать. Про жестикуляцию итальянцев ходят легенды и говорят, если взять итальянца за руки — он не сможет разговаривать. Рассказывали нам такую историю про мужчину, разговаривавшего по мобильному. Одной рукой он держал телефон, второй отчаянно размахивал в ритме беседы. Вскоре разговор совсем перестал быть томным, и тогда он прижал трубку плечом к уху и стал использовать для выражения эмоций уже две руки. При этом он начал пятиться прямо к краю тротуара. Разговор закончился падением итальянца на пятую точку в одну сторону, телефон же полетел в другую. Занавес.